ГлавнаяКаталог объектовПреображенский храм в Никола-Высоке

Объекты в работе
Сбор на работы

Преображенский храм в Никола-Высоке

Спасо-Преображенская церковь (1803–1834) — оригинальный образец архитектуры русской провинции. Стенные росписи храма относят к лучшим достижениям религиозной живописи России XIX века.

Местоположение

ур. Никола-Высока, Весьегонский район, Тверская область

Тип объекта

Информации пока нет

Статус

В работе

Дата начала работ

01.01.2021

Собрано 0

Нужно собрать 0

Куратор объекта

empty avatar

Ключевые задачи куратора

empty avatar
flower image

Летом 1995 года в результате удара молнии храм лишился кровли. Сегодня памятник находится в аварийном состоянии, осыпаются росписи, на стенах видны поражения грибком, идет эрозия кладки. В 2014–2016 гг. обрушились две из пяти главок и монументальный ампирный иконостас.

В 2016–2017 гг. активисты ВООПИК совместно с Центром «Сельская церковь» начали противоаварийные работы в храме. Была проведена вычинка и обмазка сводов, создан проект реставрации иконостаса. Однако из-за недостатка средств работы прервались.

В 2020–2021 гг. по заказу Проекта «Консервация» подготовлен новый проект противоаварийных работ, включающий устройство кровель. Готов и проект воссоздания центральной главки.

В 2021 году мы приступили к консервации храма.

Что было сделано за 2021–2024 годы:

· Проведены работы по вычинке и укреплению кирпичной кладки и аварийных белокаменных элементов.

· Восстановлены полы в четверике.

· Раскрыты продухи для вентиляции полов и отведена вода от фундаментов фундамента храма.

· Проведены пробные работы по расчистке и укреплению настенной живописи в трапезной и колокольне, на западной стене четверика; раскрыта живопись двух нефов южного придела. На основании разработанной реставраторами методике позже были укреплены росписи в четверике и в алтаре храма, а также два иконостаса в трапезной части церкви.

· Собраны все четыре яруса рухнувшего иконостаса, а также центральная арка над царскими вратами с конхой и венчающим портиком.

· Воссоздана крыша четверика; крыши алтаря, трапезной, крыльца и все ярусы колокольни отремонтированы и закрыты постоянной железной кровлей.

· Проведено благоустройство территории, выполнен дренаж фундамента, организована водосточная система.

Планы на текущий 2025 год:

· Ремонт главок и воссоздание утраченных.

· Замена полов в трапезной.

· Воссоздание лестницы колокольни.

· Продолжение работы по иконостасу.

· Проведение студенческой практики (укрепление настенных росписей).

· Контроль за состоянием укрепленной живописи четверика.

· Укрепление живописи на своде четверика.

Работы финансирует архитектор Сергей Переслегин, однако часть работ, в том числе организацию студенческой практики молодых специалистов из РГХПУ им. С.Г. Строганова, мы проводим за собственный счет. К тому же мы оплачиваем постоянную работу координатора. Нам важна любая ваша поддержка!

Дополнительная информация

История

Каменному храму предшествовали деревянные; погост Николы Чудотворца известен на этом месте с 1670-х гг. В конце XIX века на погосте жили около 30 человек; ныне постоянного населения нет. Разрешение на строительство нового каменного храма было получено в 1800 году, а возводить его начали не не ранее 1803 года. Сначала была построена трапезная, в которой в мае в 1820 года освятили приделы в честь Николая Чудотворца и Михаила Архангела. Строительство главного храма во имя Преображения Господня затянулось до 1834 года. В 1850 году комплекс завершила отдельно стоящая колокольня, впоследствии соединенная с трапезной. В Преображенском храме в 1900 году был крещен герой Великой Отечественной войны маршал авиации П.Ф. Жигарев. Здесь же похоронены его родители. В штате храма в начале ХХ века состояли два священника, диакон и два псаломщика. Церковной земли за ним числилось: усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. В приход Преображенской церкви входило 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин. Вокруг храма располагался старинный погост, многие надгробия которого сохранились до нашего времени. Недалеко от храма сохранился старинный дом священника. Руины церковно-приходской школы разобраны несколько лет назад.

Каменному храму предшествовали деревянные; погост Николы Чудотворца известен на этом месте с 1670-х гг. В конце XIX века на погосте жили около 30 человек; ныне постоянного населения нет. Разрешение на строительство нового каменного храма было получено в 1800 году, а возводить его начали не не ранее 1803 года. Сначала была построена трапезная, в которой в мае в 1820 года освятили приделы в честь Николая Чудотворца и Михаила Архангела. Строительство главного храма во имя Преображения Господня затянулось до 1834 года. В 1850 году комплекс завершила отдельно стоящая колокольня, впоследствии соединенная с трапезной. В Преображенском храме в 1900 году был крещен герой Великой Отечественной войны маршал авиации П.Ф. Жигарев. Здесь же похоронены его родители. В штате храма в начале ХХ века состояли два священника, диакон и два псаломщика. Церковной земли за ним числилось: усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. В приход Преображенской церкви входило 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин. Вокруг храма располагался старинный погост, многие надгробия которого сохранились до нашего времени. Недалеко от храма сохранился старинный дом священника. Руины церковно-приходской школы разобраны несколько лет назад.

Архитектура

Преображенская церковь построена с характерным для провинции запаздыванием стиля: ее композиция и решение фасадов (крутой граненый купол, руст на апсидах, формы наличников) восходят к стилю барокко, что для начала XIX века выглядит архаичным. Мастера, видимо, пытались воспроизвести образцы «городской» архитектуры, но результат свидетельствует о незнании ими стилевых канонов, либо о крайне вольном обращении с ними. Например, фасады разбиты лопатками на четыре прясла с окнами. Кубоватое здание завершено куполом с восьмилотковым сводом и пятиглавием. Луковичные чешуйчатые главки поставлены на прямоугольные постаменты (со скошенными углами), при этом только центральная глава является световой. Особенности объемной композиции, проявившиеся в широкой расстановке глав, где центральная венчает кровлю, а боковые поставлены на углах объема, свидетельствуют о влиянии ярославского зодчества. Окна на южном и северном фасадах храма размещены в три яруса, так что на боковых стенах в интерьере оказалось по 12 проемов, что делало внутреннее пространство храма весьма светлым. Снаружи кирпичные стены храма были оштукатурены и окрашены в желтый цвет, а детали декора побелены. К четверику храма примыкают с востока апсида, а с запада – трапезная, значительно уступающие ему по высоте. Приделы, размещенные в трапезной, внешне были акцентированы небольшими барабанами с луковичными главками. Полуциркульная апсида перекрыта конхой, а четырехстолпная трапезная – системой коробовых сводов с распалубками. Северный и южный входы в храм оформляют небольшие крыльца-сени со сдвоенными колоннами. Стены четверика декорированы плоскими лопатками с антаблементом, во фризе которого расположены полуциркульные ниши-кокошники. Оконные проемы обрамляют рамочные наличники с маленькими замками, объединенные с профилированными сандриками. Среднюю ось каждого фасада фиксируют ложные люкарны с треугольными фронтончиками. В убранстве стен трапезной и апсиды вместо гладких использованы рустованные лопатки, а сандрики оконных наличников дополнены сухариками. Более приближенной к каноническим образцам оказалась трехъярусная колокольня с тосканскими колоннами, выполненная в стиле позднего классицизма, хотя и увенчанная барочной главкой-вазой. Слегка сдвинутая к северу от оси храма, общими пропорциями и деталями отделки она напоминает специалистам проекты работавшего в Тверской губернии архитектора И.Ф. Львова. Ордерный декор колокольни отличается выразительной пластикой: арки фланкированы трехчетвертными тосканскими колоннами, сдвоенными в нижних ярусах; антаблементы с белокаменными модульонными карнизами завершены в первом ярусе аттиком-полуярусом с полуциркульными проемами и пологим щипцом в завершении, во втором – треугольным фронтоном; архивольты арок профилированы, а в полуярусе рустованы. В целом монументальный церковный комплекс представляет собой ценный и оригинальный образец провинциальной архитектуры первой половины XIX века.

Преображенская церковь построена с характерным для провинции запаздыванием стиля: ее композиция и решение фасадов (крутой граненый купол, руст на апсидах, формы наличников) восходят к стилю барокко, что для начала XIX века выглядит архаичным. Мастера, видимо, пытались воспроизвести образцы «городской» архитектуры, но результат свидетельствует о незнании ими стилевых канонов, либо о крайне вольном обращении с ними. Например, фасады разбиты лопатками на четыре прясла с окнами. Кубоватое здание завершено куполом с восьмилотковым сводом и пятиглавием. Луковичные чешуйчатые главки поставлены на прямоугольные постаменты (со скошенными углами), при этом только центральная глава является световой. Особенности объемной композиции, проявившиеся в широкой расстановке глав, где центральная венчает кровлю, а боковые поставлены на углах объема, свидетельствуют о влиянии ярославского зодчества. Окна на южном и северном фасадах храма размещены в три яруса, так что на боковых стенах в интерьере оказалось по 12 проемов, что делало внутреннее пространство храма весьма светлым. Снаружи кирпичные стены храма были оштукатурены и окрашены в желтый цвет, а детали декора побелены. К четверику храма примыкают с востока апсида, а с запада – трапезная, значительно уступающие ему по высоте. Приделы, размещенные в трапезной, внешне были акцентированы небольшими барабанами с луковичными главками. Полуциркульная апсида перекрыта конхой, а четырехстолпная трапезная – системой коробовых сводов с распалубками. Северный и южный входы в храм оформляют небольшие крыльца-сени со сдвоенными колоннами. Стены четверика декорированы плоскими лопатками с антаблементом, во фризе которого расположены полуциркульные ниши-кокошники. Оконные проемы обрамляют рамочные наличники с маленькими замками, объединенные с профилированными сандриками. Среднюю ось каждого фасада фиксируют ложные люкарны с треугольными фронтончиками. В убранстве стен трапезной и апсиды вместо гладких использованы рустованные лопатки, а сандрики оконных наличников дополнены сухариками. Более приближенной к каноническим образцам оказалась трехъярусная колокольня с тосканскими колоннами, выполненная в стиле позднего классицизма, хотя и увенчанная барочной главкой-вазой. Слегка сдвинутая к северу от оси храма, общими пропорциями и деталями отделки она напоминает специалистам проекты работавшего в Тверской губернии архитектора И.Ф. Львова. Ордерный декор колокольни отличается выразительной пластикой: арки фланкированы трехчетвертными тосканскими колоннами, сдвоенными в нижних ярусах; антаблементы с белокаменными модульонными карнизами завершены в первом ярусе аттиком-полуярусом с полуциркульными проемами и пологим щипцом в завершении, во втором – треугольным фронтоном; архивольты арок профилированы, а в полуярусе рустованы. В целом монументальный церковный комплекс представляет собой ценный и оригинальный образец провинциальной архитектуры первой половины XIX века.

Интерьер

Но еще более значительный интерес представляет собой уникальное внутреннее убранство Преображенской церкви. До обрушения весной 2016 года в храме сохранялся великолепный ампирный иконостас, а стенные росписи относят к лучшим достижениям религиозной живописи России XIX века. Иконостас Преображенского храма был возведен ранее, чем появились росписи стен – в 1830-х гг. Само его появление в весьегонской глуши представляет собой загадку для будущих поколений искусствоведов. Он был устроен во всю высоту восточной стены. В центре иконостаса помещалась монументальная триумфальная арка Царских врат, над которой возвышался четырехколонный портик с треугольным фронтоном. Дуга арки была оформлена в виде заглубленной конхи с кессонированным сводом. ПО некоторым данным, до 1990-х гг. сохранялась резная сень престола храма. Формы и стиль иконостаса задали тон всему декоративному убранству интерьеров храма, над которым работала в 1850-е годы артель местных художников. На западной стене была средствами живописи иллюзорно воспроизведена ампирна «конструкция» с ордерными членениями, ритмически подражающая композиции иконостаса. Так было создано стилевое единство обширного интерьера храмового помещения. Искусно нарисованные на стене колонны были раскрашены под мрамор. В 2024 году удалось атрибутировать авторство стенных клеевых росписей в Николе-Высоке. В результате трехлетней работы наш друг и коллега Иван Крылов установил, что они были созданы артелью учеников Михаила Тыранова, весьегонскими живописцами Иваном и Андреем Смирновым. Подробнее об этом замечательном открытии можно прочитать в статье. Внутреннее убранство храма характеризуется редкостным композиционным и стилевым единством: отдельные изображения объединены рамочным каркасом из орнаментов и искусно изображенных архитектурных элементов, а также общим колоритом, сочетающим золотистый цвет орнаментов с бирюзовым цветом фонов. Просторное пространство интерьера, включая своды, было сплошь покрыто настенной живописью. Иллюзорный архитектурный декор преодолевал плоскостное восприятие стен, заставляя специалистов вспоминать приемы украшения интерьеров роскошных церквей и дворцов стиля барокко. Исследователи отмечают, что «у мастеров не всегда безукоризненный рисунок, но зато превосходное чувство цвета и формы». «Окна в три света, – пишет исследователь А. Чекмарев, – чередовались с живописными сценами на тему нравоучительных евангельских притчей и важных эпизодов христологического цикла. Изображения разделялись двумя широкими горизонтальными поясами, нижний из которых убедительно имитировал объемный выступающий антаблемент с карнизом. Смысловая программа росписей символизирует молитву перед Причащением «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Бога Живаго...». Наиболее оригинально расписана западная стена, зеркальная иконостасу. Помимо иллюзорной архитектуры здесь интересен набор сюжетов, недвусмысленно намекавших на занятость местного населения в торговле. Центральной сценой является «Изгнание торгующих из храма», а вход в храм обрамляют помещенные в ниши фигуры Фарисея и Мытаря, а также уже практически утраченные сцены земной и загробной жизни нищего Лазаря». На сводах четверика фрески не сохранились, но на фотографиях 1980-х гг. видны медальоны с изображениями Бога Саваофа и Ангельских сил. На западной стене размещались также композиции «Вход Господень в Иерусалим»,«Проклятие смоковницы» и др. На южной стене во втором ряду между оконными проемами – сцены Благовещения, Обрезания Господня и Бегства в Египет. В третьем ряду фрески сохранились весьма плохо. Между вторым и третьим световыми рядами в медальонах изображены евангелисты – на южной стене Матфей и Марк, на северной – Лука и Иоанн Богослов. На северной стене помещены сцены Рождества Христова, Сретения Господня и Отрока Иисуса в Иерусалимском храме посреди старейшин и учителей. Третий ряд фресок здесь не сохранился. Росписи апсиды воспроизводят традиционный сюжет страданий Христовых: Моление о чаше, Распятие (практически не сохранилось), Снятие с Креста и Положение во гроб. На сводах апсиды – изображение Новозаветной Троицы с ангелами. На каменной алтарной преграде со стороны алтаря справа от Царских врат изображены три святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, слева – святители Святитель Николай Чудотворец, Варсонофий и Арсений Тверские. Стены церковной паперти расписаны под мрамор; под колокольней также имеется роспись меньших художественных достоинств, которая потрескалась и осыпается. В трапезной сохранилась одна изразцовая печь (вторая разобрана) и иконостасы обоих приделов. В главном иконостасе все иконы были утрачены уже к 1983 г., кроме диаконских дверей, на которых были изображены Архидиакон Стефан и Архидиакон Лаврентий. К настоящему времени икон в храме не осталось. С серьезными утратами живопись Преображенского храма сохранилась до наших дней и представляет значительный и весьма оригинальный памятник русского искусства середины XIX века.

Но еще более значительный интерес представляет собой уникальное внутреннее убранство Преображенской церкви. До обрушения весной 2016 года в храме сохранялся великолепный ампирный иконостас, а стенные росписи относят к лучшим достижениям религиозной живописи России XIX века. Иконостас Преображенского храма был возведен ранее, чем появились росписи стен – в 1830-х гг. Само его появление в весьегонской глуши представляет собой загадку для будущих поколений искусствоведов. Он был устроен во всю высоту восточной стены. В центре иконостаса помещалась монументальная триумфальная арка Царских врат, над которой возвышался четырехколонный портик с треугольным фронтоном. Дуга арки была оформлена в виде заглубленной конхи с кессонированным сводом. ПО некоторым данным, до 1990-х гг. сохранялась резная сень престола храма. Формы и стиль иконостаса задали тон всему декоративному убранству интерьеров храма, над которым работала в 1850-е годы артель местных художников. На западной стене была средствами живописи иллюзорно воспроизведена ампирна «конструкция» с ордерными членениями, ритмически подражающая композиции иконостаса. Так было создано стилевое единство обширного интерьера храмового помещения. Искусно нарисованные на стене колонны были раскрашены под мрамор. В 2024 году удалось атрибутировать авторство стенных клеевых росписей в Николе-Высоке. В результате трехлетней работы наш друг и коллега Иван Крылов установил, что они были созданы артелью учеников Михаила Тыранова, весьегонскими живописцами Иваном и Андреем Смирновым. Подробнее об этом замечательном открытии можно прочитать в статье. Внутреннее убранство храма характеризуется редкостным композиционным и стилевым единством: отдельные изображения объединены рамочным каркасом из орнаментов и искусно изображенных архитектурных элементов, а также общим колоритом, сочетающим золотистый цвет орнаментов с бирюзовым цветом фонов. Просторное пространство интерьера, включая своды, было сплошь покрыто настенной живописью. Иллюзорный архитектурный декор преодолевал плоскостное восприятие стен, заставляя специалистов вспоминать приемы украшения интерьеров роскошных церквей и дворцов стиля барокко. Исследователи отмечают, что «у мастеров не всегда безукоризненный рисунок, но зато превосходное чувство цвета и формы». «Окна в три света, – пишет исследователь А. Чекмарев, – чередовались с живописными сценами на тему нравоучительных евангельских притчей и важных эпизодов христологического цикла. Изображения разделялись двумя широкими горизонтальными поясами, нижний из которых убедительно имитировал объемный выступающий антаблемент с карнизом. Смысловая программа росписей символизирует молитву перед Причащением «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Бога Живаго...». Наиболее оригинально расписана западная стена, зеркальная иконостасу. Помимо иллюзорной архитектуры здесь интересен набор сюжетов, недвусмысленно намекавших на занятость местного населения в торговле. Центральной сценой является «Изгнание торгующих из храма», а вход в храм обрамляют помещенные в ниши фигуры Фарисея и Мытаря, а также уже практически утраченные сцены земной и загробной жизни нищего Лазаря». На сводах четверика фрески не сохранились, но на фотографиях 1980-х гг. видны медальоны с изображениями Бога Саваофа и Ангельских сил. На западной стене размещались также композиции «Вход Господень в Иерусалим»,«Проклятие смоковницы» и др. На южной стене во втором ряду между оконными проемами – сцены Благовещения, Обрезания Господня и Бегства в Египет. В третьем ряду фрески сохранились весьма плохо. Между вторым и третьим световыми рядами в медальонах изображены евангелисты – на южной стене Матфей и Марк, на северной – Лука и Иоанн Богослов. На северной стене помещены сцены Рождества Христова, Сретения Господня и Отрока Иисуса в Иерусалимском храме посреди старейшин и учителей. Третий ряд фресок здесь не сохранился. Росписи апсиды воспроизводят традиционный сюжет страданий Христовых: Моление о чаше, Распятие (практически не сохранилось), Снятие с Креста и Положение во гроб. На сводах апсиды – изображение Новозаветной Троицы с ангелами. На каменной алтарной преграде со стороны алтаря справа от Царских врат изображены три святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, слева – святители Святитель Николай Чудотворец, Варсонофий и Арсений Тверские. Стены церковной паперти расписаны под мрамор; под колокольней также имеется роспись меньших художественных достоинств, которая потрескалась и осыпается. В трапезной сохранилась одна изразцовая печь (вторая разобрана) и иконостасы обоих приделов. В главном иконостасе все иконы были утрачены уже к 1983 г., кроме диаконских дверей, на которых были изображены Архидиакон Стефан и Архидиакон Лаврентий. К настоящему времени икон в храме не осталось. С серьезными утратами живопись Преображенского храма сохранилась до наших дней и представляет значительный и весьма оригинальный памятник русского искусства середины XIX века.

Состояние памятника

Преображенская церковь погоста Никола-Высока была закрыта властями в 1939 году, колокола с нее сняли еще в 1930 г. Часть утвари в 1962 году передали в храм соседнего села Чамерово. Здание использовалось под склад. По свидетельствам местных жителей, работники склада и райпо следили в те годы за сохранностью храма проводили косметические ремонты, чинили кровлю и заделывали трещины. Благодаря этому здание не превратилось в руину, а живопись главного храма, никогда не поновлявшаяся, хорошо сохранялась в течение всего советского времени. Росписи в трапезной были заново прописаны масляными красками в 1950-х гг. Согласно свидетельствам, во второй половине ХХ в. интерьер храма неоднократно грабили заезжие мародеры, вырубившие из иконостаса иконы и выламывавшие резные детали. В 1992 году храм вернули верующим, после чего здесь начались нерегулярные богослужения. Летом 1995 года в центральный купол ударила молния, и на четверике сгорела вся кровля. Через некоторое время осыпались фрески на сводах, а роспись трапезной потемнела от времени и сырости. Памятник стал приходить в аварийное состояние, с 2009 г. богослужения были прекращены. Весной 2014 г. частично, а в 2015–2016 гг. полностью обрушился иконостас, и Тверская область лишилась одного из лучших своих памятников этого жанра. Произошло также обрушение центральной и одной из угловых главок с крестами. В 1992 году Отдел архитектуры и градостроительства г. Твери производил обследование Преображенской церкви. Состояние памятника тогда описывалось так: 1) фундамент каменный, ленточный, имеет равномерную осадку, находится в удовлетворительном состоянии; 2) цоколь из красного кирпича; 3) наружные стены из красного кирпича имеют вертикальные и горизонтальные трещины, штукатурка осыпалась; 4) внутренние стены имеют трещины, штукатурка местами осыпалась; 5) купола и перекрытие имеют трещины в местах, где протекала кровля, штукатурка осыпалась, металлические закладные детали сводов проржавели, один купол снесён грозой (имеется в виду купол на северо - восточном углу четверика); 6) кровля железная, местами отсутствует, на карнизах поросла травой и кустарником, протекает; 7) полы дощатые по балкам, местами прогнулись и прогнили. Прочие сведения: печи отсутствуют, дымоход требует ремонта, оконные блоки частично сгнили, требуют замены. Ремонт здания не проводился. Обследование памятника в ноябре 2020 года архитекторами-реставраторами А.В. Кузнецовым и Н.И. Смирновым показало, что состояние храма значительно ухудшилось. Общее состояние памятника было расценено как неудовлетворительное. На углах трапезной и в местах примыкания разновременных объемов зафиксированы наклонные трещины, что заставояет предположить неисправность фундаментов. На кирпичных стенах видны зоны поражения грибком и высолы, эрозия кладки от ветра и мороза. Кровля на четверике отсутствует, на трапезной – в неудовлетворительном состоянии. На декоративных элементах фасадов имеются утраты штукатурного и красочного слоев, в целом состояние декора неудовлетворительное. В интерьере на сводах заметны очаги биопоражений. Состояние перекрытий неудовлетворительное. Однако в стенах четверика трещин не наблюдается, их состояние удовлетворительное. Целостность металлических связей не нарушена. Сохранились исторические заполнения дверных и оконных проемов, металлические решетки, фурнитура и старинные замковые механизмы. Остатки иконостаса лежат в храме на полу; сени – надпрестольная в алтаре и над плащаницей у северной стены – в руинированном состоянии. «По результатам визуального обследования, – отметили реставраторы, физический износ основного объема здания соответствует 50–60 %. В целом здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Необходимы срочные противоаварийные работы по устройству и ремонту кровельного покрытия, а также детальное обследование общего состояния всех конструкций здания с составлением актов технического заключения о несущей способности конструктивных элементов и декора по каждому участку».

Преображенская церковь погоста Никола-Высока была закрыта властями в 1939 году, колокола с нее сняли еще в 1930 г. Часть утвари в 1962 году передали в храм соседнего села Чамерово. Здание использовалось под склад. По свидетельствам местных жителей, работники склада и райпо следили в те годы за сохранностью храма проводили косметические ремонты, чинили кровлю и заделывали трещины. Благодаря этому здание не превратилось в руину, а живопись главного храма, никогда не поновлявшаяся, хорошо сохранялась в течение всего советского времени. Росписи в трапезной были заново прописаны масляными красками в 1950-х гг. Согласно свидетельствам, во второй половине ХХ в. интерьер храма неоднократно грабили заезжие мародеры, вырубившие из иконостаса иконы и выламывавшие резные детали. В 1992 году храм вернули верующим, после чего здесь начались нерегулярные богослужения. Летом 1995 года в центральный купол ударила молния, и на четверике сгорела вся кровля. Через некоторое время осыпались фрески на сводах, а роспись трапезной потемнела от времени и сырости. Памятник стал приходить в аварийное состояние, с 2009 г. богослужения были прекращены. Весной 2014 г. частично, а в 2015–2016 гг. полностью обрушился иконостас, и Тверская область лишилась одного из лучших своих памятников этого жанра. Произошло также обрушение центральной и одной из угловых главок с крестами. В 1992 году Отдел архитектуры и градостроительства г. Твери производил обследование Преображенской церкви. Состояние памятника тогда описывалось так: 1) фундамент каменный, ленточный, имеет равномерную осадку, находится в удовлетворительном состоянии; 2) цоколь из красного кирпича; 3) наружные стены из красного кирпича имеют вертикальные и горизонтальные трещины, штукатурка осыпалась; 4) внутренние стены имеют трещины, штукатурка местами осыпалась; 5) купола и перекрытие имеют трещины в местах, где протекала кровля, штукатурка осыпалась, металлические закладные детали сводов проржавели, один купол снесён грозой (имеется в виду купол на северо - восточном углу четверика); 6) кровля железная, местами отсутствует, на карнизах поросла травой и кустарником, протекает; 7) полы дощатые по балкам, местами прогнулись и прогнили. Прочие сведения: печи отсутствуют, дымоход требует ремонта, оконные блоки частично сгнили, требуют замены. Ремонт здания не проводился. Обследование памятника в ноябре 2020 года архитекторами-реставраторами А.В. Кузнецовым и Н.И. Смирновым показало, что состояние храма значительно ухудшилось. Общее состояние памятника было расценено как неудовлетворительное. На углах трапезной и в местах примыкания разновременных объемов зафиксированы наклонные трещины, что заставояет предположить неисправность фундаментов. На кирпичных стенах видны зоны поражения грибком и высолы, эрозия кладки от ветра и мороза. Кровля на четверике отсутствует, на трапезной – в неудовлетворительном состоянии. На декоративных элементах фасадов имеются утраты штукатурного и красочного слоев, в целом состояние декора неудовлетворительное. В интерьере на сводах заметны очаги биопоражений. Состояние перекрытий неудовлетворительное. Однако в стенах четверика трещин не наблюдается, их состояние удовлетворительное. Целостность металлических связей не нарушена. Сохранились исторические заполнения дверных и оконных проемов, металлические решетки, фурнитура и старинные замковые механизмы. Остатки иконостаса лежат в храме на полу; сени – надпрестольная в алтаре и над плащаницей у северной стены – в руинированном состоянии. «По результатам визуального обследования, – отметили реставраторы, физический износ основного объема здания соответствует 50–60 %. В целом здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Необходимы срочные противоаварийные работы по устройству и ремонту кровельного покрытия, а также детальное обследование общего состояния всех конструкций здания с составлением актов технического заключения о несущей способности конструктивных элементов и декора по каждому участку».

Свяжитесь с нами,
чтобы внести свой вклад в сохранение культурного наследия — мы ценим каждое ваше слово!

Главное здание
Красный цветок